четверг, 24 марта 2011 г.

183 СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ.

Карапетян Сергей Исаевич, полковник, командир 183 сд до 04.08.1941

 







 Афанасьев Александр Николаевич, полковник, командир 183-й сд до 28.09.1941















 Комиссаров Константин Васильевич,генерал майор, командир 183 сд с 29.09.1941г.

















ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР.
Фонд 1433, опись 1, дело 1.

183 СД, сформированная в 1940 г. в Советской Латвии из ядра регулярных войск Красной Армии и солдат и офицеров бывшей Латышской армии, дислоцировалась в р-не Царникова близ г. Рига, являлась национальной Латышской дивизией и входила в состав 24 национального корпуса. С началом Отечественной войны дивизия с первых же дней приняла на себя удары вторгшихся в Латвию немецко-фашистских войск и, ведя тяжелые оборонительные бои, вынуждена была отходить на восток, одновременно ведя ожесточенную внутреннюю борьбу и очищаясь от профашистского настроя кадрового Латышского офицерства и части солдат, связанных с фашистской организацией “Айзсарги”, которые особенно активизировали свою предательскую подрывную деятельность в момент отхода частей Красной Армии из Латвии.

Список дезертировавших офицеров дивизии (начало)
03.07.41г. дивизия, имея в своем составе уже незначительную часть латышей, перешла старую государственную границу СССР между г. Псков и Остров, вошла в состав 11 армии и подвижной обороной сдерживала наступление пр-ка на рубежах: 06.07.41г. у г. Псков, 08.07.41г. по р. Черёха в 30-35 км зап. г. Порхов, 12-13.07.41г. - на рубеже Дно, Опока, Сухарево.
Особенно упорные бои дивизия вела с пр-ком на подступах к Старая Русса. Заняв оборону по берегу р. Полисть, дивизия 29.07. - 06.08.41г. нанесла пр-ку, стремившемуся любой ценой овладеть Старая Русса, тяжелые потери в живой силе.
15.07.1941
Дивизия форсировала р.Шелонь...
 





20.07.1941
21.07.1941



24.07.1941
27.07.1941










 
 
03.08.1941

04.08.1941

17.40 3.8 противник силой до батальона четыре танка атаковал правый фланг 183 сд



 
05.08.1941

Шеин Василий Васильевич
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1917
Место рождения: Саратовская обл., г. Балашов, ул. Красина, д. 8
Воинское звание: лейтенант
Последнее место службы: 11 А 529 сп
Дата выбытия: 06.08.1941
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Старорусский р-н, г. Старая Русса 


Маслухо (Маснуха)Иван Ефимович
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1920
Воинское звание: лейтенант
Последнее место службы: 183 сд 295 сп
Дата выбытия: 06.08.1941
Причина выбытия: убит
Место выбытия: Ленинградская обл., Старорусский р-н
 
06.08.1941
Противник перешел в контрнаступление прорвав фронт на участке 227 и 285 сп,части отходят на сев.зап. окраину Дубовиц.

 


Ловчиков Александр Иванович
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1894
Воинское звание: ст. лейтенант
Последнее место службы: 11 А 295 сп 183 сд
Дата выбытия: 07.08.1941
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Старорусский р-н, д. Муравьево, восточнее, 3 км
09.08.1941


 
10.08.1941
11.08.1941




Смекалин Иван Гаврилович
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1909
Воинское звание: ст. лейтенант
Последнее место службы: 183 сд
Дата выбытия: 11.08.1941
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Ленинградская обл., д. Ясная Поляна, восточнее, 1,5 км от дороги 

Калистратов Генадий (Геннадий) Алексеевич
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1921
Место рождения: г. Шадринск
Воинское звание: лейтенант
Последнее место службы: 623 лап 183 сд
Дата выбытия: 13.08.1941
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Старорусский р-н, д. Иваньково, северная часть, 200 шагов от деревни


17.08.1941


18.08.41г.
 Дивизия получила приказ овладеть Старая Русса и, форсировав р. Ловать, за 2 дня ожесточенных боев подошла к городу, выбила немцев из вост. части города и достигла р. Полисть.

20.08.1941

В связи с отходом 34 а 11 а отходит за рекуЛовать.  183 сд занять оборону по восточному берегу реки Ловать на участке Парфинская Лука-Гонцы.


 





Горбель Петр Васильевич
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1919
Место рождения: Белорусская ССР, Бобруйский р-н, Римоветский с/с
Воинское звание: лейтенант
Последнее место службы: 183 сд
Дата выбытия: 21.08.1941
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Старорусский р-н, р. Ловать, около
 
22.08.1941

В 

дальнейших боях пр-к, сконцентрировав в р-не Старая Русса большие силы и много авиации, перешел в наступление и оттеснил части дивизии, которые по приказу штаба 11 А отошли, и 24.08.41г. заняли рубеж по р. Пола в р-не ст. Пола, Подбела, Горчицы.
23.08.1941 
 182 и 183 сд выводились в армрезерв...
 

 

27.08.1941
 

01.09.1941


06.09.41г. 
Пр-к высадил авиадесант в тылу дивизии, перерезал большак Лужно-Демянск, захватил Горшковцы, Иловка, Ямники и, обойдя дивизию с флангов, 09.09.41г. отрезал ей пути отхода, одновременно перейдя в ожесточенное наступление по фронту. Выходом из окружения дивизии был путь по лесам и болотам к озеру Селигер. В середине сентября 1941г. малочисленные остатки личного состава дивизии переправились на вост. берег оз. Селигер и сосредоточились в р-не Жабны - Ходуново.
08.09.1941
Части 262 сд занимают оборону Обжино-Ольховец ,с 9-00 08.09. начали отход под давлением противника с юго-западного направления.
....
183 сд выполнила задачу по прикрытию отхода частей 262 сд и была поставлена в затруднительное положение со стороны флангов, на которые нависали силы до 2-х батальонов пехоты при усилении ст. пулеметов.


10.09.1941
285 сп ведет бой с противником на рубеже ю.з. 67,6
245 сп ведет бой на рубеже ю. сараи
227 сп прикрывал выход частей дивизии для совершения марши и следуе в район Мелечи...
10.09.1941
Из донесения СЗФ
183 сд одним полком занимает рубеж реки Дединка ,2 км юго-западнее болота Темненькое, два полка сосредоточились 1 км восточнее Горки.Эти полки с утра 10.09. наступать на Лужно
 

 

 





Предположительно о бойцах дивизии


Поисковый отряд "Демянск"

... Утром первого дня мы сели на латаный-перелатаный гусеничный вездеход, принадлежащий отряду, и двинулись по буеракам к деревне Починок, где несколькими днями ранее поисковики Степаныча нашли траншею с закопанными в нем бойцами Красной Армии.
По воспоминаниям местных жителей здесь был жестокий бой и, как предполагают, после занятия деревни немцы, по обыкновению, приказали местным собрать трупы красноармейцев, сложить их в окоп и закидать землей.
Что и было сделано. Существует версия, что эти солдаты были окружены на болоте и умерли там от тифа и голода.









20 сентября 1941г. по распоряжению Северо-Западного фронта здесь произошло слияние 181 и 183 национальных Латышских стрелковых дивизий, на базе чего была сформирована одна - 183 СД, существующая в настоящее время, боевые действия которой излагаются ниже.
Формирование 183 СД происходило в прифронтовой полосе (СЗФ) в Фировском р-не Калининской области.

О боевых действия дивизии с 09.09. по 22.09.1941






 
14.10.41г. 183 СД вышла из состава 27 А в резерв СЗФ и по приказу СЗФ по маршруту: Фирово, Великий Октябрь, Андреево, Ясеновичи, совершила 155 километровый ночной марш в р-н г. Торжок с задачей преградить путь на Торжок немецко-фашистским войскам, овладевшим к этому времени Калинин и развивавшим успех на Торжок, Вышний Волочек.




  

21 комментарий:

  1. Мой отец Аукетаев Капан воевал командиром взвода 61 гв.арт.полка 28 гв.стрелковой дивизии 11армии Сев-Западного фронта с января 1942 года по февраль 1943года.Напишите кто знает что-либо о полке или дивизии.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте!
    Тема по 28-й гв.сд есть в блоге, только в январе 1942-го она была еще 180-й стрелковой дивизией. http://demjanskij-kotel.blogspot.com/2011/03/80-28.html
    С уважением,

    ОтветитьУдалить
  3. В 183 СД, в составе 304 Саперного батальона воевал мой дед Шерейко Владимир Августович. Но сапером он не был, служил в разведке. В документах дивизии часто встречается ссылка на ОРБ ("сводный батальон ОРБ и ОСБ"), но ОРБ в составе дивизии нет. Откуда данный ОРБ взялся?

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! В первые месяцы войны 22-я разведрота с приданием ей бронетехники стала 22-м ОРБ Донесения с упоминанием 22 ОРБ https://cdn.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0011458-0545/00000186.jpg&id=77825248&id1=34d000015b1a53616a0bf6da6c0a3e35 https://cdn.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0011459-0018/00000334.jpg&id=77870961&id1=7b25c5000043827fd646619f386418fe

    https://cdn.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/058-H-0018005-0018/00000300.jpg&id=78256611&id1=2233b9b495bc47f91b8caa1e4574eb5a
    С уважением,

    ОтветитьУдалить
  5. Мой дед Ярочкин Гаврил Иванович в составе 295 СП 183 СД в 11 сентября 1941 года был окружен и попал в плен под Ст.Руссой.

    ОтветитьУдалить
  6. Прадед Бурланков Василий Андреевич, воевал в 250 обс 183 див. 11 А. В 41 попал в плен

    ОтветитьУдалить
  7. прадед Спирин Григорий Никифорович воевал в 285 сп 183 сд .пропал без вести 10 сентября 1943

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Выбыл-не значит пропал без вести. В этот день боевых действий не велось, потери всей дивизии 17 человек ранеными и убитыми.
      Так в 285 сп не был вынесен с поля убитый сапер, возможно речь о Вашем прадеде.
      Все происходило в Ново-Водолажском районе Харьковской области.
      Уточнять причину выбытия надо в ЦАМО (Подольск), журнале учета сержантского и рядового состава 285-го сп.
      С уважением,

      Удалить
    2. Добрый день. Ищу двоюродного деда. 285 сп 183 сд, Шарафеев Сергей Елисеевич, призывался г. Бугуруслан Оренбургской (Чкаловской) обл. Пропал без вести в декабре 1941 года. Где находилась 183 сд? Может и о нем что есть? Спасибо.

      Удалить
    3. Здравствуйте!
      Декабрь-условная дата проставленная военкоматом, обычно добавляли 2-4 месяца с последней связи с бойцом.

      Как пример, солдат из того же списка и команды, что и Ваш родственник.

      Алямов Василий Яковлевич
      Документ, уточняющий потери
      Дата рождения: __.__.1919
      Место рождения: Чкаловская обл., Бугурусланский р-н, с. Елатомка
      Место призыва: Бугурусланский РВК, Чкаловская обл., Бугурусланский р-н
      Воинское звание: красноармеец
      Последнее место службы: 25 полк
      Дата выбытия: __.12.1941
      Причина выбытия: пропал без вести

      Указал номер команды(719) в последнем письме, служил в той же, 183 сд.

      Уже в декабре погиб в плену, попав в плен 6 сентября 1941г.

      Алямов Василий Яковлевич
      Документ о военнопленных
      Дата рождения: 07.08.1910
      Место рождения: Лобовка
      Воинское звание: красноармеец|рядовой
      Дата выбытия: 13.12.1941
      Судьба: Погиб в плену
      Место пленения: Старая Русса
      Лагерь: шталаг X D (310)
      Лагерный номер: 43767
      Дата пленения: 06.09.1941
      Место захоронения: Кайзерштайнбрух

      Может сами проверить каждого из списка команды, сложится картина, достаточно обрывочная, когда пропали бойцы призванные
      Бугурусланским РВК.
      С уважением,

      Удалить
  8. Здравствуйте!
    Известно, что 30.09.1941 г. 490 отдельный Сапбат вошел в состав 183 СД. Этот Сапбат был отправлен из ст.Суслонгер (уч.лагерь). также по известно, что 4.10.1941 490 отд. сапбал был разгромлен и расформирован. Но в сводках боевых действий про это подразделение ничего не указано. Нет ли у Вас какой-либо информации?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      В списках 183-й сд числится в октябре 1941-го свой, 304-й ОСБ
      https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=114788569&backurl=division%5C183%20%D1%81%D0%B4::begin_date%5C01.10.1941::end_date%5C14.10.1941::use_main_string%5Ctrue::group%5Call::types%5Copersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie&static_hash=2cc3169e2e470c3410da3d68fe9efca0v4
      Википедии не стоит доверять.

      490 ОСБ проходит по донесениям еще в начале 1942-го года

      https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50176869&p=139
      С уважением,

      Удалить
  9. Добрый день. Декабрь 1941г, 285 сп Шарафеев Сергей Елисеевич, призван Бурусланским РВК Чкаловской обл, пропал без вести. Очень прошу откликнуться, если есть хоть какая-то информация. Хоть о примерном месте гибели. Эл адрес tanya19017563@mail.ru Архивы дают один ответ - без вести. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извините,пропустила Ваш ответ. Спасибо. Продолжаем поиск.

      Удалить
  10. Здравствуйте! Мой дядя Пышин Сергей Степанович, красноармеец 183 СД, 295 СП, погиб от пулевого ранения в грудь и похоронен в Винницкой области Казатинского района село Сестриновка территория агро школы. В ОБД Мемориал нашёл документы в которых дата выбытия на одном документе стоит 01-01-1944 г., а на другом, о безвозвратных потерях стоит дата 01-02-1944 г. Почему так пишут. Ошибка? Хотелось бы больше узнать о боях того времени. Информации никакой нет совсем. Не могу раздобыть фото памятника, где он похоронен. Писал в администрацию района, но сами понимаете какое сейчас время. Может Вы можете помочь? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Правильная дата-февраль. Донесение, где указан январь составлен задним числом, писарь накосячил и стал исправлять даты на февраль, но не всем, видимо спешил.
      Второй документ более толковый, в нем указаны периоды, в Вашем случае с 25 января по 4 февраля записан Ваш дядя.
      Донесения по 295 сп можно посмотреть на "Памяти Народа"

      https://pamyat-naroda.ru/documents/?static_hash=d32f1b8740efeac0cfdbca797b62dcccv1&use_main_string=true&begin_date=01.01.1944&end_date=03.02.1944&division=295%20%D1%81%D0%BF&group=all&types=opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie

      По 183 сд

      https://pamyat-naroda.ru/documents/?static_hash=d32f1b8740efeac0cfdbca797b62dcccv1&use_main_string=true&begin_date=01.01.1944&end_date=03.02.1944&division=183%20%D1%81%D0%B4&group=all&types=opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie

      Фотография памятники есть в "Мемориале "

      https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=83511060&p=1

      Указано только 30 человек, 27 известных, явно не штудированли списки перед увековечиванием. Что спустили с Москвы, то и внесли.
      Попал в увековеченные и умерший вместе с Вашим дядей, только он Прокопий, а не Григорий.

      Фамилия Олейник
      Имя Григорий
      Отчество Захарович
      Дата рождения/Возраст __.__.1902
      Воинское звание рядовой
      Дата смерти 08.02.1944
      Страна захоронения Украина
      Регион захоронения Винницкая обл.
      Место захоронения Казатинский р-н, с. Сестриновка, гражданское кладбище

      С уважением,

      Удалить
    2. И еще, сделайте запрос в архив военно-медицинских документов в С.Петербурге. Лазаретный переулок 2.
      В справке высланной Вам будет точная дата ранения, какое ранение.
      Отвечают быстро.
      У Вас все для этого есть, место службы, номер госпиталя.
      С уважением,

      Удалить
  11. Анонимный11 ноября, 2022 10:16

    Мой дед, Панасенко Павел Дмитриевич, 1906 гр, кадровый красный командир, служил в 285 мп, 183 сд, артиллерист, майор- подполковник , предположительно зам по тылу ( в 1941 завершил академию тыла в г.Харьков).

    ОтветитьУдалить
  12. алекс1958 к.19 ноября, 2022 08:43

    Кафорин Пётр Алексеевич - красноармеец 285 го Стрелкового Полка 183-й Стрелковой Дивизии (285 СП 183 СД) пропал без вести между 10.09.1941 и 20.09.1941 в р-не д. Мелеча, Демянский район, Ленин-градская (в наст. вр. Новгородская) обл. Донесения о безвозвратных потерях № 24340 от 16.09.1942 стр. 1,8,18 из 85 Название источника информации ЦАМО Номер фонда источника информации 58
    Номер описи источника информации 818883 Номер дела источника информации 323.
    Прошу пояснить - 1. донесение о потерях в 1941 г. от 16.09.1942 это опечатка или нет. 2. донесения о потерях составлялись ежедневно или по необходимости.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      16.09.1942-не ошибка.
      Дивизия отчитывалась уже в 29-й армии Калининского фронта за потери 1941-го года в составе 34-й армии СЗФ.
      В нормальной боевой обстановке донесения о потерях составлялись подекадно.
      При угрозе окружения, а в данное время 183-я сд была уже в полуокружении с 8 сентября, документы, в том числе и по личному составу уничтожались, что и следует из теста в шапке донесения.
      Все, что сохранилось по 183-й сд за этот период на "ПН"
      https://pamyat-naroda.ru/documents/?static_hash=99e53b15b397142627c0a2d07b229c25v7&use_main_string=true&begin_date=06.09.1941&end_date=11.09.1941&division=183%20%D1%81%D0%B4&group=all&types=opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie
      С уважением,

      Удалить